02 May 2008

Aпреля 2008

françaisenglishitalianoespañoldeutschturkishgreekdanish
Campement de migrants dans la forêt, photo de Anaïs PachabézianРИМ — Они были мигрантами без документов и, что ещё более важно, нежелательными свидетелями. Они были депортированы и брошены посреди необитаемой территории на границе с Алжиром без воды и еды. Они — выжившие после кораблекрушения 28 апреля вблизи Хосейма по дороге из Марокко в Испанию, повлекшего смерть 36-ти человек, в том числе двух женщин и четырех детей. Они обвиняют военно-морской флот Марокко в том, что военные пробили надувную лодку, в которой плыли жертвы, и тем самым затопили ее. Рабат отрицает какую-либо причастность к делу. Fortress Europe удалось связаться с жертвами по телефону благодаря членам Марокканской НГО. Показания трех выживших совпадают. 9-ти метровый Зодиак, перевозивший 80 человек из Нигерии, Ганы, Камеруна и Мали, покинул Хосейм в 2 часа ночи, в 150 км. к востоку от Мелильи и после 5 часов в пути был перехвачен в открытом море. “Военные подплыли близко, — выкрикивает Фред по телефону, — и затем один из них проткнул лодку ножом.” В течении нескольких минут лодка сдулась, опрокинулась и пошла ко дну. Люди, которые не умели плавать, утонули сразу. Женщина погибла прижимая к груди своего ребенка. Неподалеку еще одна женщина и трое детей пропали среди волн. Всего в ту ночь утонуло 36 человек. Тем временем лодка военно-морской флот Марокко покинула место происшествие. Они вернулись только через час с тремя моторным лодками и выловили 42 выживших человека. Беженцы были отправлены на материк в Хосейма, где их держали в течении 48 часов в закрытой комнате без еды, воды и туалета. «Затем они посадили нас в автобус, — рассказывает одна из спасшихся женщин из Нигерии, - и отвезли на необитаемую территорию на границе с Алжиром, а это далеко от Уджда». После продолжительного пешего перехода им удалось добраться до лагеря посреди леса, где проживало около 200 людей, также ранее депортированных. «Мы строим укрытия на ночь из пластика, — объясняет один из них, - живем на пожертвования, многие больны». Условия жизни крайне тяжелые, но возвращение в Рабат, после последних рейдов в город, просто не представляется возможным. Тем временем в лагере погибло уже семеро человек из 42-х выживших. Им не удалось оправиться после кораблекрушения и перенести голод, жажду и долгие пешие переходы.

Прокол перегруженной надувной лодки в открытом море, который стал причиной гибели 36-ти человек, в Англии называют «массовым убийством». Но похоже на дария, марокканском языке, это следовало бы назвать по-другому, так как ни одна газета не сообщила о произошедшем. И вероятно никто в ближайшее время не ответит за смерть этих людей. Это постыдно. И что еще хуже, 40 моторных лодок, недавно купленных Марокканским правительством были профинансированы из Европейского фонда. Все таже история — Европа заключает договор о патрулировании своих южных границ и закрывает глаза на преступления новых жандармов.

По крайней мере 100 мигрантов и беженцев погибло в апреле 2008 года у ворот Европейского Союза. Пятеро человек погибло, прячась в грузовом отсеке судна, прибывшего на Канарские Острова; на границе Турции и Ирака четверо были брошены в реку и утонули, в результате действий турецкой полиции по принудительному выселению; один эритреец погиб под огнем египетской полиции на границе с Израилем. Посреди моря, вдали от 43 жертв Хосейма, 24 человека утонуло между Алжиром и Испанией и 24 между Тунисом и Италией – благоприятная погода и отсрочки старта совместного патрулирования Frontex поспособствовали резкому увеличению коллическтва беженцев у берегов Сицилии за последнее время.

Только за последнюю неделю апреля около 1000 мигрантов прибыло в Лампедузу, в основном с севера Африки и частично из Сомали. 24 апреля кораблекрушение вблизи Чеббы, ближайшей точки к о. Лампедуза на Тунисском побережье, повлекло за собой 23 жертвы. На следующий день очередная трагедия произошла в 80-ти миллях к югу от острова. Ночью итальянская береговая охрана спасла в мальтийских водах 241 пассажира. Людей перевозили на моторных лодках, но во время операции двое из них оказалось в открытом море. Двое утнер-офицеров, Федерико Николетти и Оронзо Оливо, без колебаний прыгнули в воду не смотря на шторм. Им удалось спасти тонущих, но к сожалению один из двух мигрантов погиб вскоре после проишествия. Мужественный поступок двух утнер-офицеров, которые в скором времени получат награды от береговой охраны и Unhcr. Проишествие, которое вновь показало, как относятся к человеческим жизням в районе Средиземного моря, где мигрантов задерживают, а иногда и убивают, как это случилось несколько недель назад в Марокко, в Греции в 2006 или во время побоища в Италии, устроенного корветом военно-морских сил Минерва в Лампедузе в 2006 и Сибильей близ Пуглии в 1997.

Цифры спасенных в море подтверждают усилия итальянской береговой охраны. 44% из 560 спасательных операций на море в течении первых 6 месяцев 2007 года проводились в водах Мальтийского Sar (search and rescue), «многие из которых появились из вод Ливийского Sar», говорится в кратком письме береговой охраны министру иностранных дел в октябре 2007. Мальтийские власти отказываются от сотрудничества, а ливийские бездействют судя по последним, пока неподтвержденным данным о гибели нескольких человек после того, как береговая охрана открыла огонь по лодке с мигрантами. Мальтийская зона Sar по площади приблизительно равна Британии, она слишком велика для того, чтобы обеспечить надежное патрулирование своими силами. Более того, Мальта не сократит зону Sar ни на метр, т.к. зона совпадает с Fir(flight information service) – это дает право на транзит для любых самолетов. Между тем старт совместного патрулирования Frontex под названием Nautilus III был вновь отложен. Мальта, Италия, Франция и Германия — страны, на чьи плечи ложится ответственность за спасение мигрантов в ливийских водах Sar.

30 эритрианских беженцев, в основном женщины, благополучно мигрировали в Италию благодаря совместным усилиям Unhcr, Iom, министерству внутренних дел Италии и общественной организации Cir. Это второй случай переселения из Мизратах, после прибытия в Италию 40 беженцев в ноябре. Несмотря на это более 700 эритрианцев и несколько меньшее количество мигрантов из Эфиопии все еще находятся в стенах лагеря Мизратах, некоторые в течение вот уже двух лет. А недавно ещё 110 эритрианцев, включая 20 женщин, были задержаны во время рейдов в города Ливии и заключены в лагерь Злитен, на полпути между Кхумс и Мизратах. В целом за месяц поток эритрийских мигрантов в Лампедузе сократился: многие были арестованы в Ливии. Пока остальные выжидают, слухи об успешной миграции распространяются среди местного населения. В последние месяцы бюро Umhcr в Триполи зарегистрировало огромное количество просьб об убежище от эритрийцев. Но, честно говоря, сложно представить, что новое правительство, которое придерживается правых взглядов, и в особенности ксенофобская партия «Lega Nord», пропустят новых беженцев в страну.

За Греции приходит черед Турции. Верховный совет ООН по делам беженцев, ещё ранее потребовавший от европейских стран отложить Дублинскую Конвенцию по делам Греции, сейчас “сожалеет” о судьбе беженцев, высланных в Ирак и Турцию, и в результате этого погибших. В среду, 23 апреля Турецкие власти попытались насильственно выслать 60 человек различных национальностей в Ирак, через официальную границу в Хабуре(Силопе) в провинции Симак на юго-востоке Турции. Границу позволии пересечь 42-м гражданам Ирака, но отказали в этом 17-и остальным, в том числе 1 сирийцу. В связи с этим турецкая полиция отвезла 18 человек, среди которых находилось 5 иранских беженцев, признанных Unhcr, к реке на границе двух стран и заставила людей пересечь ее вплавь. Четверо из них, в том числе беженец из Ирана, были снесены мощным течением и погибли. Их тела так и не были найдены. Unhcr ещё ранее обратилось к турецкому правительству с просьбой не депортировать пятерых иранских беженцев, которые были задержаны при незаконном пересечении греко-турецкой границе. Не смотря на это, беженцы были насильственным путем высланы из страны. ЕС, как обычно, не прокементировол произошедшее.

Мы подведем итог, приведя здесь отрывок из доклада Сары Престианни, которая в марте 2008 брала интервью у беженцев, насильственным путем депортированных из Алжира в Мали, в малийском городе Кидале. «Алжирская полиция делала с нами, что хотела. Они избивали нас даже при попытке просто заговорить, — рассказывает мужчина из Нигерии. — Во временном лагере для беженцев в Таманрассете 300 человек спали в одной комнате. Они давали нам только хлеб и молоко один раз в день». После того, как заключенных отвезли в сторону границы Bordj Mokhtar, в самое сердце Сахары, «в закрытых военных грузовиках без окон», мигранты были вынуждены пешком добираться до оазиса Tinzaoutine. «В Tinzaoutine нет ничего: ты находишься в пустыне. К счастью у меня были деньги и заплатил 1400 динаров, чтобы добраться до Кидала. Жить в Tinzaoutine без денег невозможно. Те, кто проводят там долгое время, просто сходят с ума». Сегодня этот человек живет в гетто в Кидале, в 300 км. к югу от Tinzaoutine, в доме, арендованном десятью мигрантами, которые делят друг с другом несколько метров пола и спят плечом к плечу. Голоса и картины из кидальского гетто можно найти на сайте Storie Migranti.